Школа ухода
Научно-технический прогресс, развитие медицинских технологий, постепенный рост продолжительности жизни в России привели к увеличению количества граждан с устойчивыми ограничениями жизнедеятельности и численности населения в возрасте старше трудоспособного, у которых сформировался дефицит самообслуживания и
зависимость от посторонней помощи. Многие из них нуждаются в уходе и сопровождении, соответствующих современному развитию общества, и профессиональной помощи специалистов.
Национальный проект «Демография», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16), в рамках Федерального проекта «Старшее поколение» рассматривает систему долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составную часть мероприятий, направленных на развитие и поддержание функциональных способностей граждан старшего поколения.
Важным принципом выстраивания системы долговременного ухода является сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, в связи с этим приоритетной формой обслуживания пожилых людей и инвалидов, является предоставление ухода на дому, в том числе с применением стационарозамещающих технологий и различных форм сопровождения граждан, имеющих ограничения жизнедеятельности.
В настоящее время в России активно реализуется стационарозамещающая технология по родственному уходу в форме школ, родственники, специалисты и волонтеры проходят обучение по организации ухода и попечения за гражданами пожилого возраста и инвалидами.
«Школа ухода» – это актуальная технология, суть которой заключается в обучении родственников и специалистов осуществлению ухода за тяжелобольными гражданами на дому.
Цели «Школы ухода»:
- повышение качества жизни тяжелобольных граждан посредством поддержания их эмоционально-психологического состояния, профилактики риска развития осложнений за счет обеспечения более качественного ухода в привычных домашних условиях;
- снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных организаций социального обслуживания;
- создание благоприятной обстановки в семьях, имеющих тяжелобольных граждан;
- приобретение знаний, умений и навыков лицами, осуществляющими уход (далее – ЛОУ), при осуществлении ухода за
тяжелобольными гражданами;
- оказание помощи и поддержки ЛОУ, снижение у них психоэмоциональной нагрузки и уровня стресса.
Задачами «Школы ухода» являются:
- организация консультирования и обучения ЛОУ основным принципам ухода, организации безопасного пространства с
учетом потребностей конкретного человека, формирование навыков качественного ухода, и в том числе по проведению гигиенических процедур, позиционирования, дезинфекции, пользования техническими и вспомогательными средствами реабилитации, профилактики осложнений;
- организация консультирования ЛОУ по вопросам организации тяжелобольным гражданам питания и питьевого режима, контролем за изменением состояния их здоровья, оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации;
- оказание психологической поддержки ЛОУ, тяжелобольным гражданам, создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие нервно-психической напряженности;
- информирование и консультирование тяжелобольных граждан и по вопросам реабилитации, осуществлению взаимодействия с медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и общественными организациями на территории Оренбургской области.
Целевая аудитория:
– родственники, которые осуществляют уход за тяжелобольными гражданами;
– граждане пожилого возраста и инвалиды, которые хотят максимально сохранить способность к самообслуживанию, желающие овладеть навыками ухода;
– другие категории лиц (добровольцы, волонтеры и пр.).
Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за тяжелобольными гражданами со сформировавшимся дефицитом самообслуживания.